среда, 14 октября 2015 г.

О себе и об огороде

Могу с чистой совестью сказать, что еще пару лет назад я и огород были понятиями несовместимыми. Я с детства придерживалась мнения, что легче пойти и купить, чем «корячиться» на земле и выращивать овощи. И что вся эта дачная ерунда в лучшем случае для бабушек. Так, почему же огород?  Экскурс в историю или немного о себе.
Я родилась и выросла в Киеве. У нас все бабушки-дедушки тоже жили в Киеве, и дачи у нас никакой не было. Сплошная урбанизация! Из растений я разводила только кактусы, да и те у меня умудрялись засыхать. Вот такой вот огород.  Четыре года назад мы продали квартиру и купили дом в пригороде (40 км от Киева).
Переехали не потому, что стали дауншифтерами и не по идейным соображениям, а потому, что нужно было расширять жилищное пространство (с мамой и мужем в одной комнате с ума сойти можно). Вот так и расширили. Домик у нас не большой, а вот земли, как на меня, на горожанку, аж слишком много – целых 17 соток.  Сам огород у меня всего 6 сотых занимает, и то для меня это было все равно, что гектар обработать. Опыта в огородничестве ноль, да и с желанием первые 3 года тоже было плохо. А потом жизнь за городом и постоянное общение с природой (у нас рядом лес и озеро, поля вокруг), взяли свое и начали менять мое мышление. И, о чудо!, я взялась за лопату и тяпку. Как оказалось, орудия эти прямо из анекдота: дайте лопату с мотором. А где вы видели лопату с мотором? А где вы видели еврея с лопатой? Я хоть и не еврей, но ой-как захотелось лопату с мотором! Ну вот, взялась за лопату. Мотивация: надо, стыдно, трава в огороде по пояс.
Агротехника: что у соседей подглядела и на рынке спросила. Результат: крепатура, мозоли, испорченный маникюр и настроение, а также редкие и мелкие овощи.  Так промучилась два огородных сезона. Потом мне в руки попалась книга Курдюмова «Умный огород».
Должна сказать, что в голове у меня после этой книги все перевернулось, завертелось, думалка включилась. Но, я, видно, к этому готова была. Еще с лопатой и тяпкой яростно борясь с сорняками, я понимала, что разрушаю целую экосистему. Жалко было видеть, как сама же уничтожаю дом всяких жучков-паучков. Понимала, ощущала, что делаю что-то не то, а вот что именно, сообразить не могла. А тут, прочла, и пошло-поехало. Глаза вдруг открылись: не знаю, есть ли жизнь на Марсе, но я вдруг поняла, что на Земле-то уж точно кроме меня, есть и друга жизнь. Она  повсюду и на моем участочке земле тоже! Вот и мой ответ: почему огород. Потому что, книга Курдюмова стала толчком.
Я поняла, что все вокруг живое, сильное, процветающее. И я – только небольшая часть общего. Теперь я постепенно учусь видеть целое вокруг себя. Я начала читать, искать, думать. А главное, я научилась (как-то само собой вышло) любить эту жизнь (растения) вокруг себя и на своем огороде. (Кстати, у меня была жуткая боязнь пауков и других насекомых, а тут вот как-то неожиданно почти все прошло).  Поняла, что чтобы выращивать растения и получать от огородничества урожаи и удовольствие нужно учиться. А учителя – не заморские или скажем наши профессора, а сами растения, которые ты и выращиваешь на своих грядках. Кто же кроме них лучше научит тебя и даст понять, что им для лучшего роста и развития нужно? Вот этими своими наблюдениями, уроками у растений, а также историей проб, ошибок и успехов хочу поделиться в своем блоге.  Учить никого не стану. Потому что это дело бесперспективное, если только сам человек не «проснется» и не поймет, что ему нужно.
Ведь огородничество – это не просто наука (а скорее искусство), это стиль жизни, философия, способность воспринимать мир и окружающую среду и жить с нею в гармонии. В общем, это путь к себе и к счастью. По крайней мере для меня. Вот, почему огород.